Обращение

Уважаемые посетители сайта!

Приветствую вас на официальном сайте муниципального образования «Солнечного сельского поселения» Сосновского муниципального района Челябинской области!
Местное самоуправление - самая близкая к населению ветвь власти, отвечающая перед людьми за действия и политику исполнительных органов на местах.
Целью создания интернет-сайта является предоставление пользователям возможностей интерактивного взаимодействия с органами и должностными лицами муниципалитета и свободного обсуждения проблем общественной жизни и непосредственного участия жителей в их решении.
 
Глава Солнечного сельского поселения 

Баннерная сеть

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

[Версия для печати]

 

      Неформальная занятость – риск для работодателя и работника.

 

                                           

  Президентом Российской Федерации в Указе от 07.05.2018 No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена глобальная задача по обеспечению устойчивого роста реальных доходов населения и снижению в два раза уровня бедности в Российской Федерации. Одним из рычагов в решении данной задачи является сокращение численности населения, занятого в неформальном секторе экономики.

  Тема снижения неформальной занятости, легализации заработной платы приобрела сегодня особую значимость. В настоящее время большая часть работодателей организует свою работу в законодательном поле, но есть и такие, которые, пытаясь получить большую прибыль, уклоняются от уплаты налогов, используют труд граждан без надлежащего оформления трудовых отношений и предлагают заработную плату «в конвертах».

   Причин возникновения и существования неформальных трудовых отношений множество. Одной из них является стремление повысить уровень доходов, когда уровень оплаты труда на основном рабочем месте не позволяет обеспечивать его основные материальные и духовные потребности. Конкретные ситуации, порождающие стремление повысить уровень доходов путем вторичной занятости, при котором заработная плата работников среднего (а в ряде случаев и высокого) уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может, только реализуя возможности вторичной занятости.

   Вторая причина – социальная недальновидность работника. В современных условиях постоянного изменения законодательства, в частности пенсионного и страхового, работники не до конца представляют себе последствия подобных взаимоотношений с работодателем, а они далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Ведь трудовые отношения – это для работника не только источник средств к существованию на данный момент, но и гарантия его обеспеченности в будущем, на пенсии, а также при возникновении непредвиденных ситуаций, таких, как, производственная травма.

    Третья причина существования нелегального труда – страх работника потерять работу. На сегодняшний день не так легко найти работу, подходящую по всем параметрам. Следовательно, нет ничего удивительного, что человек крепко держится за рабочее место, зная, что если он его потеряет, то другую работу он найдет не скоро, и нет гарантии, что она будет лучше потерянной. Работники выбирают неформальные формы занятости не в поисках высоких доходов или отсутствия налогов, а от невозможности найти работу с формализованными контрактами.

    Четвертая причина – отсутствие заинтересованности в легализации трудовых отношений со стороны работодателей. Законодательство РФ закрепляет за работодателем широкий круг обязанностей при официальном оформлении трудовых отношений с работниками. Так, статья 216 Налогового кодекса Российской Федерации содержит обязанности налоговых агентов (работодателей) по отчислению налога с физических лиц. Кроме того, работодатель обязан соблюдать все положения Трудового кодекса РФ (предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 114 – 128), компенсации при получении профессиональной травмы или заболевания (ст. 183 – 185), отпуска по беременности и родам (ст. 255 – 257), исчерпывающий перечень причин увольнения (ст. 78 – 82)) и др. Естественно, соблюдение всех этих обязанностей для недобросовестного работодателя по меньшей мере экономически невыгодно, и он стремится всячески избежать их. Помимо всего прочего, несоблюдение трудового законодательства в целом и прав работника в частности влечет наложение ответственности. Именно поэтому недобросовестный работодатель склонен не иметь официальных отношений с работником.

   Пятая причина – отсутствие заинтересованности в легализации трудовых отношений у граждан, работающих по гибкому графику, находящихся на пенсии и студентов. Работники сами отказываются заключать трудовые договоры с работодателем, мотивируя свой отказ пенсионным возрастом, получением пособия по потере кормильца или официальным трудоустройством у другого работодателя, а также сокрытием своего заработка с целью ухода от уплаты алиментов, кредитов и др. обязательств.

           Для работника.

    В условиях нелегальности трудовых отношений работники лишены социальной защиты, тогда как, возможно, они более всего в ней нуждаются. Соглашаясь на неформальную занятость, работник дает возможность работодателю – не производить отчисления из зарплаты работника в пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования, в фонд социального страхования; не удерживать из заработной платы конкретного работника налог на доходы физических лиц. А это выражается в отсутствии:

·гарантированного размера заработной платы (в том числе размера тарифной ставки или должностного оклада работника, доплат, надбавок и поощрительных выплат);

·права на отпуск, в том числе дополнительный и без сохранения заработной платы, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста;

·права на оплату листка временной нетрудоспособности;

·права на досрочный выход на пенсию, если сотрудник работает во вредных условиях труда;

·права на сокращенный рабочий день, неделю, если работник осуществляет трудовую деятельность во вредных условиях труда;

·права не работать в выходной и праздничный день;

·права на охрану труда, в том числе на возмещение в полном объеме вреда, ·причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

·права не привлекаться к сверхурочным работам без согласия работника;

·права на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·права на получение гарантий и компенсаций, установленных коллективным договором;

·заслуженного пенсионного обеспечения.

Кроме всего вышеперечисленного, работника могут уволить в любой момент без объяснения причин и выплаты выходного пособия.

     Обращаем внимание, что при получении «серой» заработной платы во много раз уменьшается возможность получения кредитов или ипотечных займов. Помимо того, что работник по собственной инициативе лишает себя и своих родственников социальных благ и социальной защиты, в случае выявления фактов работы без официального оформления или получения части заработной платы «в конверте» – будет отвечать еще по закону. Так, в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ за неуплату или неполную уплату сумм подоходного налога в результате занижения налоговой базы предусмотрено взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, а также работник, получавший неофициальные выплаты, попадает в категорию уклоняющихся от уплаты налогов, а это уже уголовная ответственность.

        Для работодателя.

      Последствия нелегальных трудовых отношений являются негативными

не только для работника, но и для работодателя, поскольку:

·принимая на работу неоформленных работников, работодатель несет риски, связанные с производством, т.к. в случае ненадлежащего исполнения работником трудовых обязанностей работодатель может понести существенный ущерб, как материальный (брак, хищение), так и профессиональный (разглашение коммерческой тайны);

·официально неоформленный работник может в любой момент покинуть рабочее место, тем самым спровоцирует простой в производстве;

несчастный случай с участием неоформленного работника будет квалифицирован как злостное нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда, и ответственность руководителя вряд ли ограничится денежным штрафом.

    Работодатель не должен забывать о том, что меры административной, налоговой и уголовной ответственности при нарушении трудового законодательства реальны и в большинстве случаев неизбежны. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, предусмотрено усиление мер ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно части 1статьи 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части минимального размера оплаты труда, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 тысячи до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Согласно части 4 статьи 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения

между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа: на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

     Кроме того, статья 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы по страховым взносам предусматривает взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы. Если выплачивается серая заработная плата, ответственность работодателя может наступить и по нормам уголовного права. Согласно статье 199.1 Уголовного кодекса РФ выявление факта неисполнения работодателем функций налогового агента в полном объеме может повлечь материальное взыскание в виде штрафа в размере от 100 – 300 тыс. рублей, при нарушении в особо крупных размерах величина штрафной санкции возрастает до

500 тыс. рублей.

       Для индивидуальных предпринимателей.

    Согласно части 1 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 рублей до 2 тысяч рублей.

     Согласно части 2 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа:

·на граждан – в размере от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

·на должностных лиц – от 4 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

·на юридических лиц – от 40 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

  Каждый работающий человек должен понимать, что распространение нелегальной занятости несет в себе системные риски не только для социально-трудового пространства, но и для общества в целом, разрушительно действуя на фундаментальные социальные институты (семья, образование, право и др.), обесчеловечивая и дестабилизируя общество. Каждый работающий человек за свое благополучие и заработную плату лично несет ответственность, и ни один работодатель не может заставить его получать «зарплату в конверте».

       Сообщение  о нарушениях Трудового Кодекса РФ можно передать по номеру телефона 8(35144)90112 непосредственно специалистам Администрации либо через интернет-приемную официального сайта администрации Сосновского муниципального района (www.chelsosna.ru).

 

 

                                Отдел по социально-экономическому развитию

                               Администрации Сосновского муниципального района.

 


Дата публикации: 14 февраля, 2023 [18:24]
Дата изменения: 14 февраля, 2023 [18:25]
← Вернуться

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.